Русская школа живописи
Реализм и направленство

5 – Русский барин.

В то время среди академической молодежи центральной фигурой являлся бодрый, умный и несравненно более зрелый, нежели все его товарищи, И. Крамской. Он сумел сгруппировать вокруг себя плеяду наиболее свежих юношей, и мало-помалу увлечение этой группы новыми идеями (увлечение, нашедшее себе вначале некоторое поощрение со стороны академического начальства) приняло более сознательный, более программный характер. Глухая борьба перешла мало-помалу в открытую и кончилась тем, что на акте 9 ноября 1863 года тринадцать конкурентов на золотые медали отказались от заданной Академией темы с мифологическим сюжетом и, не добившись поставленных ими условий более свободного конкурса, покинули Академию. Очутившись вдруг в омуте жизни, вчерашние ученики принуждены были сплотиться теснее и основать род общины, которую они и назвали Артелью.

Самый факт отторжения от Академии группы молодых и смелых людей имел огромное значение. Зерно протеста против навязанной школьной формулы было посеяно. Все, что было свежего и самостоятельного в русской художественной молодежи, приставало теперь к Артели, и если не входило в состав ее, то, во всяком случае, питалось теми теориями, а главное, той стойкостью духа, которые разрабатывались и поддерживались первой частной художественной общиной в России. Позже, с основанием Товарищества передвижных выставок (в 1870 г.), роль такой "главной квартиры" передового русского искусства перешла к Товариществу, за которым она и осталась в продолжение более чем 20 лет, вплоть до возникновения выставок "Мира искусства".

И все же наиболее крупный из наших художников-проповедников и обличителей был не членом Артели и не членом Товарищества. Вполне изолированной фигуре В. В. Верещагина принадлежит честь быть, после Перова, самым ярким представителем новых художественных взглядов.

В. В. Верещагин. Панихида. Третьяковская галерея

Верещагин (1842-1904) - очень характерная для России 1860-x и 1870-x годов личность. В противоположность большинству своих товарищей, вышедших из народа и оставшихся всю жизнь потом полукультурными и вследствие этого несколько замкнутыми, отрезанными от "хорошего" общества людьми, Верещагин, напротив того, своим происхождением, воспитанием и отчасти даже положением принадлежал к этому "хорошему" обществу. В этом основание несравненно более распространенного значения и более сознательной программы его творчества, большей смелости и выдержанности его проповеди. Верещагин недаром самый известный за границей русский художник. Затрагивая русские темы, он подходил к ним с точки зрения вполне культурного человека - мирового гражданина. В его живописи нет и тени наивного русофильства, упрямого и тупого сепаратизма от общей культуры, характеризующих многих его сверстников. Верещагин был типичным русским "барином", человеком с очень широкими взглядами, с очень отзывчивым умом, с большим благородством в намерениях и абсолютно не знавшим мелкого и узкого национализма.

В. В. Верещагин. Монастырь Хемес, Ладак. Третьяковская галерея

К сожалению, эта черта "барства" теряет почти всякое значение, как только мы обращаемся к изучению самих произведений Верещагина. И это очень характерно для русского художника. Верещагин был "европейцем" во всей своей программе, во всей своей затее, но в исполнении своей затеи он остался каким-то варваром. Принадлежность его к "лучшему обществу" не спасла его, да Верещагин и не мог получить правильных взглядов на искусство из общения с людьми своего круга, в большинстве случаев с презрением и недоумением относившимися к его призванию. Еще менее для своего искусства мог он почерпнуть из общения с передовым нашим художественным лагерем, всецело занятым общественными задачами и совершенно индифферентным к чисто эстетическим задачам. Правда, Верещагин еще молодым человеком попал в Европу, но малая его эстетическая подготовленность на родине не указала ему там таких явлений, от которых он мог почерпнуть благотворные для себя наставления. Менцель, Дега, Мане, Моне и многие другие, живые и бодрые, остались для него - живого и бодрого - абсолютно непонятными.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.