Верещагин Василий Васильевич
Справка из большой биографической энциклопедии

Верещагин Василий Васильевич (1842—1904) — художник. Происходил из дворянской семьи, окончил Морской корпус (в 1860) С 1858 стал посещать рисовальные классы школы Об-ва поощрения художеств. Позже обучался в Академии художеств у А. Маркова и Бейдемана, а затем в Париже у Жерома. В 1863—65 исполнил первые серии рисунков из своих путешествий на Кавказ, на Дунай и в Крым. В 1868 В. начал писать большую картину "Бурлаки", оставшуюся неоконченной. В 1867—1870 В. ездил дважды в Туркестан и на китайскую границу. Результатом этих поездок явились две "туркестанские" серии этюдов и написанных по ним в Мюнхене военных картин. Обе эти серии были куплены, по совету Крамского, П. М. Третьяковым. В 1874—76 Верещагин ездил в Индию и Тибет; в 1877—78 работал на театре русско-турецкой войны; в 1883—1885 побывал в Сирии и Палестине; в 1890—1900 им исполнена серия картин "Наполеон в России". Кроме того, в 1890-х гг. В. написано много этюдов во время поездок по северу России, Крыму и Кавказу, в Ярославле, Москве и Одессе. В 1901—02 В. едет на Филиппинские о-ва и на о-в Куба писать на месте этюды для картин на сюжеты из испано-американской войны и в 1903 в Японию. В 1904, при начале русско-японской войны, В., в поисках батальных тем, снова отправился на Дальний Восток и погиб под Порт-Артуром при взрыве броненосца "Петропавловск". Произведения В. появлялись почти исключительно на его индивидуальных выставках (в Петербурге, Вене, Лондоне и др. городах Европы и Америки), пользовавшихся громадным успехом и вызывавших ожесточенную полемику. Хотя В. один только раз выступил официально на "Передвижной выставке", но он целиком примыкает к реальному (в этюдах и этнографических картинах) и тенденциозно-учительному (в картинах казней и военных) направлению "передвижников". По выходе из Академии В. резко отмежевался от нее и отказался от звания профессора, которое ему было предложено Академией после выставки туркестанских картин. Из всех рус. художников В. стяжал себе за границей наибольшую популярность не столько, впрочем, в кругах художественных, сколько среди общественных деятелей и широкой публики. Будучи активным участником в боевых действиях (был ранен в 1877 при минной атаке турецкого монитора), проявляя порой и значительную жестокость, он всю жизнь писал картины, направленные против войны, за что под конец жизни был прозван "апостолом мира". Эта двойственность характера помешала художнику создать вполне искренние реальные картины боевой жизни, а погоня за сюжетом отвлекла его внимание от чисто живописных достижений его сверстников — европейских живописцев. Ученик русских и французских академиков. В. — безусловно острый рисовальщик и умелый создатель больших композиций, — несмотря на фанатическую приверженность к художественной правде, всю жизнь оставался во власти старых живописных традиций. Его стремление писать на открытом воздухе, подталкивавшее его на такие опыты, как писание этюдов на возвышенностях Гималаев или под обстрелом, не дало новых приобретений в этой области. Среди произведений художника на исторические темы в особенности страдают чернотой и фальшью колорита картины наполеоновского цикла. Наибольшее количество картин и рисунков В. (свыше 600) сосредоточено в Третьяковской галерее в Москве ("Апофеоз войны", "У дверей мечети", "Торжествуют", "Нападают врасплох" и др.); его произведения имеются также в Русском музее (Ленинград) и в других музеях и собраниях СССР, Западной Европы и Америки. Кроме картин и рисунков, от В. осталось несколько книг мемуарного характера ("Детство и отрочество" и др.) и статей по вопросам искусства ("Реализм", "Прогресс в искусстве"). Автобиография В. была издана в Москве в 1895.

ЦИТАТЫ

...Верещагин (1842-1904) - очень характерная для России 1860-x и 1870-x годов личность. В противоположность большинству своих товарищей, вышедших из народа и оставшихся всю жизнь потом полукультурными и вследствие этого несколько замкнутыми, отрезанными от "хорошего" общества людьми, Верещагин, напротив того, своим происхождением, воспитанием и отчасти даже положением принадлежал к этому "хорошему" обществу. В этом основание несравненно более распространенного значения и более сознательной программы его творчества, большей смелости и выдержанности его проповеди. Верещагин недаром самый известный за границей русский художник. Затрагивая русские темы, он подходил к ним с точки зрения вполне культурного человека - мирового гражданина. В его живописи нет и тени наивного русофильства, упрямого и тупого сепаратизма от общей культуры, характеризующих многих его сверстников. Верещагин был типичным русским "барином", человеком с очень широкими взглядами, с очень отзывчивым умом, с большим благородством в намерениях и абсолютно не знавшим мелкого и узкого национализма...

Художник Василий Верещагин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Самой громкой славой среди представителей «реалистического» и «обличительного» направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо связей с художественным миром и шедший вполне самостоятельным путем. То был Василий Верещагин — самое одно время популярное во всем русском искусстве лицо не только в России, но во всем мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку...

Художник Василий Верещагин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

В. В. Верещагин. Панихида. Третьяковская галерея

В. В. Верещагин. Монастырь Хемес, Ладак. Третьяковская галерея

Верещагин В. В. Двери Тимура (Тамерлана). 1871—1872. ГТГ.

Верещагин В. В. Смертельно раненый. 1873. ГТГ.

Верещагин В. В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878—1879. ГТГ.

 


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.