
Справка из биографического словаря
Тропинин Василий Андреевич, 1780 - 1857) - живописец-портретист, родился крепостным человеком графа А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Императорской Академии Художеств, образовался в ней под руководством Щукина и, окончив ее курс в 1804 году, поселился в Москве, где и трудился до конца своей жизни. В 1823 году представил академии, для получения степени академика, три свои произведения: портрет гравера Е.О. Скотникова , картину "Кружевница" (находится в московском публичном музее) и этюд "Старик-нищий"; но совет, заподозрив, что они исполнены несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии. Этот отказ заставил Тропинина в следующем году явиться в Санкт-Петербург и написать, в виде программы на звание академика, портрет медальера Лебрехта, за который оно и было ему присуждено. Близко схваченное сходство, выразительность, гармоничный, хотя и не особенно блестящий колорит и добросовестная законченность исполнения в портретах Тропинина отводят этому трудолюбивому и скромному в жизни художнику одно из первых мест среди русских живописцев одной с ним специальности. Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Московском публичном музее и в академии художеств), императора Николая I (1825, в Московском архиве министерства иностранных дел), Д.П. Татищева (в Академии Художеств), И.И. Дмитриева (в Академии Наук), H. Карамзина , А. Пушкина , H. Гоголя , К. Брюллова , Н. Уткина (все пять - в Третьяковской галерее, в Москве), А.Е. Лазарева, князя С.И. Гагарина и некоторые др.
ЦИТАТЫ
...Тропинин (1776-1857), крепостной графа Моркова, был освобожден лишь в зрелых годах, за границей он не был, всю жизнь провел в нужде, почти в уединении, чуждаясь своей малокультурной среды и не принятый в лучшем обществе. Ученик самого неровного из русских художников - Щукина, он заимствовал у него "приятность" колорита и мягкость письма, заставляющие в Тропинине видеть наследника школы XVIII века; но Щукин не мог дать ему ни выдержки, ни твердых знаний. С Грёзом Тропинин имеет общее как в выборе юных сентиментально-хорошеньких головок, так и в сочной, спокойной гамме красок. К несчастью, впоследствии Тропинин переменил эту манеру на жесткое и гладкое выписывание, пришедшееся, впрочем, более по вкусу его главным покровителям - московскому купечеству...
Художник Василий Тропинин, продолжение в книге "Русская школа живописи"
...Тропинин был так же, как Кипренский, крепостным человеком (графа Моркова), но был отпущен на волю уже взрослым (24-х лет) и, будучи свободным, долго еще продолжал жить у бывших своих господ, не имея средств обзавестись собственным хозяйством. Лишь впоследствии он зажил самостоятельно, тихо и скромно в Москве, пользуясь некоторой известностью, но чрезвычайно скудно оплачиваемый за свои произведения...
Художник Василий Тропинин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"