Шварц Вячеслав Григорьевич
Справка из большой биографической энциклопедии

Шварц Вячеслав Григорьевич (1838—1869) — живописец исторического направления. Слушал в Петербургском ун-те лекции Н. Костомарова по русской истории и учился в Академии художеств у Б. Виллевальде. Работал в Берлине у Каульбаха и Шрадера, в Париже — у Лефевра. Картины Ш. из быта древней Руси, выражавшие державно-националистические тенденции, основаны на тщательном археологическом изучении прошлого. В этом отношении творчество Ш. заслужило признание и со стороны передвижников (Крамской) и стало исходным пунктом последующего развития русской исторической живописи 19 в. Произведения Ш.: "Иван Грозный у гроба сына", 1862, "Вешний выезд царицы на богомолье", 1868, иллюстрации к "Песне про купца Калашникова" и др. Работы Ш. хранятся в Гос. Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Ленинграде.

ЦИТАТЫ

...Родоначальником национально-русской исторической живописи был В. Шварц (1838-1869). Он первый отошел от традиции "Осады Пскова" и пожелал приподнять завесу, отделявшую нас от допетровской Руси. В этом его большая заслуга. Но Шварц не был крупным художником. Ему принадлежит честь многих открытий в области костюма, обстановки, нравов, всего внешнего вида нашей старины, но Шварцу не хватало сил это оживить, дать убедительные и живые картины прошлого...

Художник Вячеслав Шварц, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Предшественником Сурикова считается В. Шварц, художник-любитель, выступивший еще в 50-х годах. Однако это едва ли верно. Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная фигура в истории русского искусства. Он первый, еще в то время, когда академические художники списывали свои картины на темы из русской истории с патриотических постановочных пьес Кукольника, он первый, движимый страстной любовью к родной старине, пожелал серьезно изучить наш древний быт, нравы, костюмы и обстановку допетровской России. Его заслуга перед русской историей очень значительна.  Благодаря ему мы стали видеть события прошлого в их настоящем облике, без того мишурного и безвкусного, чисто театрального блеска, которым отличается «Осада Пскова» Брюллова...

Художник Вячеслав Шварц, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Шварц В. Г. Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. 1868. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.