Штернберг Василий Иванович
Справка из биографического словаря

Штернберг Василий Иванович (1818 - 1845) - живописец, жанрист и пейзажист, сын горного чиновника, сначала учился в Императорской академии художеств в качестве вольноприходящего, а в 1835 г. был принят в число казенных академистов. Руководителем его в пейзажной живописи был М.Н. Воробьев , но наравне с нею его влекла к себе живопись бытовая. Редкую способность к этой последней выказывали рисунки и карикатуры, которые он делал с самого поступления в академию и которыми приводил в удивление своих товарищей и учителей. Летние месяцы он проводил в Малороссии, в имении покровительствовавшего ему любителя искусства, Г.С. Тарновского; эти поездки близко познакомили его с украинским бытом и природой, которые он и воспроизводил мастерски в своих карандашных рисунках, акварелях и картинах. В 1837 г. за работы, исполненные в Малороссии в предшествовавшее лето, в том числе за акварель: "Ярмарка в местечке Ичне" (приобретенную императором Николаем I для альбома его супруги), академия наградила Штернберга малой золотой медалью, а в следующем году, за картину "Освящение пасох в Малороссии" (куплена также государем для подарка великой княгине Марии Николаевне ), он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. В 1840 г. он путешествовал до Оренбурга при экспедиции графа Перовского в Хиву, а затем был отправлен в Италию, в качестве пенсионера академии. Поселившись в Риме, он продолжал усердно трудиться, хотя чувствовал себя чужим среди итальянских людей и природы. Его тянуло на родину, к знакомым и любимым сюжетам. Но судьба не судила ему вернуться в Россию: он умер в Риме, во цвете лет, на полпути к развитию своего замечательного таланта. Из картин Штернберга, кроме вышеупомянутого "Освящения пасох", известны: "Игра в жмурки в усадьбе Г.С. Тарновского", "Мельница в степи" (обе в музее императора Александра III), "Итальянки у водоема", "Итальянец-простолюдин" (обе в музее академии художеств), "Римские пифферари", "Итальянские крестьяне, играющие в карты в остерии", "Этюд головы молодого итальянца", "Этюд головы старика-итальянца" (все четыре в московском публичном музее), "Малороссийский шинок", "Выдубицкий монастырь близ Киева", "Вид в Киеве", "Портрет самого художника", "Озеро Неми", "В окрестностях Альбано" и "Этюд листьев" (все семь в Третьяковской галерее, в Москве) и "М.И. Глинка в имении Г.С. Перовского за сочинением оперы Руслан и Людмила" (у А.Н. Марковича). Рисунки и акварели Штернберга многочисленны и встречаются почти во всех общественных и частных коллекциях. Ср. статью В.В. Стасова "Живописец Штернберг" в журнале "Вестник изящных искусств" за 1887 г.

ЦИТАТЫ

...Штернберг, добрый, не глупый, начитанный, но неглубокий человек, наивно и слепо поверил другим, что в этом все искусство, и застрял на выглаженных дорожках суконного садика, не подозревая, что за его оградой рядом расстилается необъятный Божий мир. Попав затем в Италию, он там, естественно, не сумел стряхнуть с себя академическую рутину и взглянуть без розового стеклышка на окружающее. В Италии еще гремело имя недавно скончавшегося Леопольда Робера, породившего целую школу, которая шаблонно, наскоро, сотнями только и делала, что глупенькие и приторные сценки да лиловатые видики, и в Италии не подозревали в то время о чем-либо подобном появлению Менцеля в Германии, Милле во Франции или нашего Венецианова. Не в Италии мог Штернберг отказаться от аппетитного росчерка карандаша, презреть подмечиванье веселого вздора, бросить розовую гамму красок, взглянуть на живую заманчивую жизнь, клокотавшую вокруг него,— превратиться из занимательного, но мелкого иллюстратора в яркого, сильного художника. Он умер всего 27 лет от роду на чужбине...

Художник Василий Штернберг, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.