Шишкин Иван Иванович
Справка из большой биографической энциклопедии

Шишкин Иван Иванович (1831—1898) — живописец-пейзажист, рисовальщик и гравер. Ш. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856) и в Академии художеств (1856—1860). Совершенствовался в Швейцарии у Коллера и в Дюссельдорфе. Проф. Академии художеств. Ранние произведения Ш. не выходят из рамок академической традиции, но в дальнейшем он переходит к натуралистической, предельно точной фиксации природы ("Рожь", 1878, "Заповедный бор", 1881, и особенно рисунки и офорты). Впоследствии Шишкин уделяет больше внимания проблеме света и воздуха в картине средствами чисто живописной обобщенности и отходит от тусклой, рыжей гаммы раннего периода. Особенно ярко и свежо это выразилось в этюдах Шишкина. В это время (в 70-х гг.) Ш. участвует в учреждении Товарищества передвижников. Однако живописность Ш. пошла по линии изображения внешней декоративности "красивых уголков природы", сдобренных изрядной дозой мещанской сентиментальности ("На севере диком", "Утро в сосновом лесу", 1889, и др.). — Театрализованная красивость особенно сильна в последних произведениях Ш. (например "Корабельная роща", 1898). Большое количество картин плодовитого мастера находится в Гос. Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Ленинграде и в ряде провинциальных музеев.

ЦИТАТЫ

...Шишкин за границей учился у робких и слабых представителей немецкого пейзажа и совершенно не оценил ни вполне уже развившейся барбизонской школы, ни народившегося импрессионизма. Из Германии вывез он мучительную и сухую систематичность своих пейзажных съемок, свой безотрадный колорит, а также свою наклонность "компоновать" набранные на натуре мотивы в "картины". Неоспоримо, однако, что его добросовестные этюды и точные, твердые карандашные рисунки много способствовали воспитанию глаза русских художников и научили их смотреть на родную природу...

Художник Иван Шишкин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Шишкин охотно прибегал к фотографии, и фотографичностью отзывается все его творчество и в особенности его этюды. Однако именно в этих, смахивающих на фотографии, этюдах — вся заслуга мастера. Для борьбы с Академией нужны были тогда не песни и не стихи, а точные документы. Эти документы Шишкин редко давал в своих картинах. Принимаясь писать, на основании этюдов, свои крупные и сложные пейзажные композиции, он не в силах был удержаться от прикрашивания, приглаживания и подстроения, к которым он прибегал в угоду вкусам толпы, будучи в бытность свою в Швейцарии сам заражен этими вкусами. Его неоценимые заслуги перед русским художеством не в картинах, но в его бесчисленных рисунках, некоторых офортах и в сотне-другой масляных этюдов, в особенности тех, в которых он не гнался за трудными световыми и красочными эффектами и которые давали ему возможность обращать большее внимание на рисунок, нежели на живопись...

Художник Иван Шишкин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

И. И. Шишкин. Лес зимой (пастель). Собрание И. С. Остроухова в Москве

Шишкин И. И. Сосны, освещенные солнцем. Этюд. 1886. ГТГ.

Шишкин И. И. Лесные дали. 1884. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.