Репин Илья Ефимович
Справка из биографического словаря

Репин Илья Ефимович - известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13-м году в Чугуеве у И. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге и скоро показал большие успехи, так что в 1869 г. был уже награжден малой золотой медалью за картину, написанную на тему "Иов и его друзья". В 1872 г. получил и большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Ипира". Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину "Бурлаки на Волге", оконченную в 1872 г. Эта картина, изображающая тяжкий, почти страдальческий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства. С 1893 г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет "Парижское кафе" и сказочного "Садко". По возвращении в Петербург Репин стал деятельным членом товарищества передвижных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. Из его картин последовательно появлялись на выставках товарищества: "Правительница Софья Алексеевна в монастыре" (1879), весьма энергичная фигура, "Крестный ход в Курской губернии" (1883) - картина, полная народных типов (в галерее Третьякова ), "Не ждали" (1884) - возвращение из ссылки, одно из лучших произведений художника по бытовой живописи, "Иоанн Грозный и его сын Иван" (в галерее Третьякова), картина, обратившая на себя внимание кровавым реализмом и психическим моментом (1885). Картина "Дуэль" обратила на себя внимание у нас и за границей. Упомянем еще о сильно выраженном гоголевском типе "Поприщин" (1882, принадлежит Ф.А. Терещенко). Репин написал множество прекрасных портретов, из которых особенно укажем на портреты Франца Листа и Михаила Глинки (1887); в разное время были выставлены им портреты Стрепетовой , Н.И. Пирогова , П.М. Третьякова, И.Н. Крамского , И.С. Тургенева , В.М. Гаршина , В.В. Самойлова, М.С. Щепкина , баронессы Искуль и многих других. Портреты отличаются жизненным сходством: живопись их, как и всех картин Репина, колоритна, кисть свободная и недопускающая тонкой выработки. С 1896 г. Репин состоит профессором-руководителем в одной из учебных мастерских в преобразованной Академии Художеств.

ЦИТАТЫ

...Репин по самой природе своей - живописец. В период полного упадка нашей живописной школы, когда в Академии царили превосходные сами по себе, но совершенно не пригодные по времени прецепты Бруни, когда в остальном художественном обществе, вслед за Перовым, все побросали всякую заботу о живописи, когда в нашем высшем свете последнее слово оставалось за манерным и приторным Зичи, - Репин сумел создать себе своеобразную и сильную манеру живописи и разработать очень по тому времени свежую и верную палитру. Замечательно, что в этой области он остался вполне независимым и от Крамского, от его учительского педантизма и робкого копирования природы. Репин одним шагом ступил совершенно в сторону и в своей живописи напомнил энергичных старых мастеров, не знавших иной школы, кроме упорного изучения природы...

Художник Илья Репин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Среди художников 60-х и 70-х годов самым крупным и замечательным является Репин. Если прежние сравнения его с Веласкесом и Халсом и кажутся теперь преувеличенными, то все же несомненно, что по своему огромному, совершенно из ряда вон выходящему таланту он достоин занять одно из наиболее видных мест в истории — и не одного только русского — искусства. В XIX веке, впрочем, не было и не могло быть Веласкесов и Халсов. Отсутствие живой школы (и замена ее академической схоластикой), огрубление вкуса общества, болезненная нервность, всевозможные рассудочные теории и, наконец, нелепая газетная критика составляли непреодолимые преграды для нормального развития художественных личностей. Репин менее чем кто-либо мог избежать общей участи. Этого страстного, чрезмерно увлекающегося человека вовлекло в общий круговорот, он сбился с истинно художественного пути и оставил свой удивительный дар недоразвитым, «сырым». Мы теперь в его творчестве видим скорее только намеки и недосказанные слова, нежели ясно выразившееся целое...

Художник Илья Репин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

И.Е. Репин. Бурлаки на волге. 1870-73. Государственный русский музей.

И.Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885. Фрагмент. Государственная третьяковская галлерея.

И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губрнии. 1880-83. Государственная третьяковская галлерея.

И.Е. Репин. Портрет Л.Н. Толстого (за чтением). 1891 год. Акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галлерея.

И. Е. Репин. Портрет А. Ф. Писемского. Третьяковская галерея

Репин И. Е. Автопортрет. 1878. ГРМ.

Репин И. Е. Не ждали. 1884—1888. ГТГ.

Репин И. Е. Запорожцы. 1880—1891. ГРМ.

Репин И. Е. Портрет хирурга Н. И. Пирогова. 1881. ГТГ.


Ссылки: Поставки цветов из голландии кто сталкивался с импортом цветов из голландии.
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.