Поленов Василий Дмитриевич
Справка из большой биографической энциклопедии

Поленов Василий Дмитриевич — исторический живописец, жанрист и пейзажист, род. в СПб. в 1844 г. По окончании курса наук в Петрозаводской гимназии, записался в ученики Имп. акд. худ. В 1869 г. за картину "Иов и его друзья" получил малую золотую медаль, а в следующем году за другую, "Христос воскрешает дочь Иаира" (в акд. музее), большую золотую медаль. Окончив одновременно университетский курс по юрид. фак., в 1872 г. П. отправился за границу в качестве пенсионера акад. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, жил довольно долго в Париже и написал там, между прочим, картину "Арест графини д'Этремон", доставившую ему в 1876 г. звание академика. Возвратившись в том же году в Россию, вскоре после того отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял для рисования и писания ее эпизодов при главной квартире наследника-цесаревича, впоследствии имп. Александра III. По окончании войны поселился в Москве, откуда в 1884 г. сделал поездку в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет. С 1879 г. состоит членом Товарищества передвижных худ. выставок. Главные произведения П., сверх трех вышеупомянутых: "Бабушкин сад " (1879, в Третьяковской галерее в Москве), "Лето" (1879, у наследников Д. Боткина в Москве), "Заросший пруд" (1880), "Большая" (1886), "Христос и грешница" (1887, в Музее имп. Александра III), серии этюдов, писанных в путешествии на Восток (в Третьяковской галерее в Москве) и нек. др.

ЦИТАТЫ

...Его кремлевские этюды, его милые, полные истинной поэзии картины "Московский дворик", "Бабушкин сад" были столь же значительны для своего времени, как "Грачи прилетели" Саврасова. От этих картин пошла вся "тургеневщина и тютчевщина" нашего пейзажа. Несмотря на свою не особенно хорошую технику, это бесспорно одни из самых замечательных произведений русской живописи 1870-x и 1880-x годов...

Художник Василий Поленов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...о Поленове, скорее, подобало бы говорить в главе об академических эпигонах, так как он по духу своего искусства принадлежит к последним, однако приходится коснуться деятельности этого художника именно здесь вследствие того, что по недоразумению долгое время Поленова как раз считали единственно достойным наследником Иванова — за одну чисто внешнюю черту сходства с ним: за реализм...

...Здесь же следует снова упомянуть о Поленове, прославившемся своими легковесными  иллюстрациями  Евангелия,  но заслуживающем  почетное место в истории русского искусства исключительно благодаря своим, к сожалению, не особенно многочисленным пейзажам. Его восточные этюды теперь кажутся слащавыми и неприятно поражают своей вялой техникой, но в свое время они явились также своего рода откровением для глаза русских художников, так как никто до него не передавал такую легкость в тенях, такую прозрачность красок, такую воздушность перспективы...

Художник Василий Поленов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Поленов В. Д. Христос и грешница. 1887. ГРМ.

 


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.