Левитан Исаак Ильич
Справка из художественной энциклопедии

Левитан Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873-1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884; с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала "Мир искусства" (с 1898). Творчески восприняв традиции русской пейзажной живописи предшествующего периода, продолжая вслед за Саврасовым линию глубоко лирического изображения природы, Левитан уже к концу 70-х гг. перешёл от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа ("Осенний день. Сокольники", 1879), к тональному, тонко нюансированному колориту ("Мостик. Саввинская слобода", 1884). Произведения Левитана конца 80-х гг., передающие величие волжских просторов, отличаются ясностью и устойчивостью композиции, чёткостью построения пространственных планов, уравновешенностью цветового строя ("Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс" - оба 1889). Левитан создал так называемый пейзаж настроения: природа одухотворяется в нём незримым присутствием человека, её образ воспринимается зрителем неразрывно с гаммой знакомых каждому ассоциаций и переживаний. От передачи конкретных ландшафтов Левитан постепенно перешёл к их поэтическому обобщению, воссозданию самого характера русской природы, типичных её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своими эмоциональными интонациями они особенно близки прозе А. П. Чехова ("Вечерний звон", "У омута" - оба 1892). В картине "Владимирка" (1892) впервые у Левитана возникла тема дороги, как влекущей вдаль силы, как исторической судьбы народа. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, динамичность мазка, которые в ряде работ Левитана особенно близки стилистике импрессионизма ("Берёзовая роща", 1885-89; "Март", 1895), служили в его больших композициях достижению мажорной звонкости колорита, сочетающейся с устойчивой определённостью формы ("Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Золотая осень", 1895). Некоторые работы Левитана 90-х гг. обнаруживают тяготение к обобщённости письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному построению композиции, к драматизации образов ("Над вечным покоем", 1894, "Сумерки. Стога", 1899; все названные произведения - в ГТГ). Итогом образно-пластических поисков Левитана стала незаконченная картина "Озеро. Русь" (1900, ГРМ) - монументально-эпический символ родной страны. Искусство Левитана составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи.

ЦИТАТЫ

...Левитан упорно стремился вперед, и в этой погоне за неуловимым идеалом красивой живописи он так мучительно перерабатывал свои картины, желая найти способ писать их ровно-умелой, виртуозно-свободной и в то же время абсолютно "солидной" техникой. И действительно, последние его картины по красоте своей поверхности, по мягкости и нежности кисти, по своей жирной, крепкой pвte - могут выдержать сравнение с лучшими произведениями живописи XIX века и подходят даже к произведениям Констебла, Добиньи и Дюпре. Огромный шаг вперед для русской школы. Левитан возобновил связь с Западом, порванную смертью Лебедева...

Художник Исаак Левитан, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1901 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог...

Художник Исаак Левитан, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

И. И. Левитан. Октябрь (акаврель). Собрание А. П. Лангового в Москве

И. И. Левитан. Осенний день. Третьяковская галерея

И.И. Левитан. Деревня. Омский областной художественный музей.

Левитан И. И. Вечер на Волге. 1886—1888. ГТГ.

Левитан И. И.Озеро. 1899—1900. ГРМ.

Левитан И. И. После дождя. Плёс. 1889. ГТГ.

Левитан И. И. Над вечным покоем. 1894. ГТГ.

Левитан И. И. Март.1895. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.