Якоби Валерий Иванович
Справка из художественной энциклопедии

Якоби Валерий Иванович (1834—1902) — живописец. Учился в АХ (1856—61) у А. Т. Маркова. В 1861—69 — пенсионер АХ за границей. С 1868 — акад., с 1871 — проф. Чл.-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок (исключен в 1872). В ранний период создавал выдержанные в быто-писат. духе изображения рус. нар. типов ("Разносчик фруктов", 1858). Создал ряд сентимент. произведений ("Светлый праздник нищего", 1860). Первым из рус. художников обратился к теме каторги, создав произв. "Привал арестантов" (1861). Эмоц. выразительность образа достигается здесь с помощью серого колорита. Изображение унылого пейзажа придает сцене впечатление безысходности. Свобода композиц. решения создается с помощью диагонального расположения фигур. Во 2-й пол. 70-х гг. обратился к сюжетам из рус. истории. Для ист. полотен, выполненных в академич. духе, характерна пестрота колорита, "костюмность", создающая эффект театральности ("Артемий Волынский на заседании кабинета министров", 1875; "Свадьба в Ледяном доме на Неве при императрице Анне Иоаннов-не", 1878). Я. — преподаватель АХ (1878—89).

ЦИТАТЫ

...Того же нельзя сказать про Якоби, который весь целиком, со всем своим гардеробом безвкусно-маскарадных костюмов, со всеми своими плохо нарисованными куклами, должен был бы отойти в архив, если бы не его картина "Привал арестантов" - одна из первых русских обличительных картин. Положим, и она не отличается большими художественными достоинствами. Колорит ее и живопись ниже критики. Но характерность и остроумная режиссерская подстроенность этого произведения заставляют все же сожалеть, что Якоби не остался верен избранному течению...

Художник Валерий Якоби, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Эта картина имела огромный успех, и имя Якоби стало вдруг всем известно. Однако ему не удалось оправдать тех надежд, которые были тогда возложены на него всей передовой партией. Отправленный на казенный счет за границу (ведь это происходило еще до 1863 года), он, подобно столь многим другим, сбился там с пути. Не Курбе, не Милле и не Мане, как следовало бы ожидать, тронули его в Париже, но мелкие салонные жанристы и иллюстраторы исторических анекдотов вроде Робер Флёри, Мюллера и Конта. Им-то Якоби, не обладавший и сотой долей их мастерства, стал слепо подражать, и, вернувшись затем в Россию, он вполне последовательно зачислился в полки эпигонов исторической живописи...

Художник Валерий Якоби, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

В. И. Якоби. Привал арестантов. - Третьяковская галерея


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.