Иванов Михаил Матвеевич
Справка из большой биографической энциклопедии

Иванов Михаил Матвеевич (1748—1823) — живописец-пейзажист и баталист, в 1762 г. был принят в число учеников Императорской академии художеств и окончил в ней курс в 1770 г. с малой золотой медалью, за картину: "Оливковое дерево с висящими на нем арматурами, под которым веселятся военные, пастухи и пастушки", был отправлен в чужие края. В Париже учился у Лепренса и в Риме у. Ф. Гаккерта. По возвращении своем в СПб., в 1779 г., получил звание назначенного в академики и вскоре после того сделал путешествие по Грузии и Армении, для снятия видов этих стран. В 1780 г. был приглашен кн. Потемкиным в его армию, получил чин майора и сопровождал фельдмаршала в его походах. В это время произвел, преимущественно акварелью и бистром, множество крымских и придунайских видов и изображений войн с Турцией ("Штурм Очакова", "Петр Великий на Пруте" и др.). В 1785 г. получил степень академика. По окончании турецкой войны определен, в 1792 г., смотрителем коллекций рисунков в Имп. Эрмитаже; позже произведен в советники Акад. и вступил в управление классом баталической живописи, а в 1804 г., по смерти Сем. Щедрина, и классом пейзажей. Картины И., писанные масляными красками, встречаются крайне редко (одна из них: "Доение коровы" находится в музее Акад. худ.); напротив того, его акварели и рисунки многочисленны (большое собрание их хранится в Имп. Эрмитаже). Вообще, в его произведениях видны уменье выбирать живописную точку зрения, смелость и вкус исполнения; но колорит их слаб, а рисунок недостаточно исправен.

ЦИТАТЫ

...Его акварели с видами Царского Села, а также разных путешествий Екатерины и Потемкина (в Эрмитаже, в Царском Селе и в Павловске) обнаруживают большое, почти "английское" знание сложной и кропотливой акварельной техники. Кроме того, М. Иванов отлично рисовал фигурки, хорошо владел перспективой и вообще стоял, в отличие от скромного доморощенного Щедрина, на высоте западных требований. И репертуар его шире. Он с легкостью справлялся со сложными сценами, даже пробовал свои силы в батальных композициях3 и, как кажется, хорошо рисовал карикатуры. За всем тем его произведения представляются менее симпатичными, нежели картины Щедрина. Слишком в них много умения, ловкости и слишком мало внимания к природе. Иванов, как типичный маньерист (в Париже он был учеником Лепренса), мог бы быть хорошим декоративным художником, однако работ его в этом роде не дошло до нашего времени...

Художник Михаил Иванов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...несметное количество его акварелей, которое хранится в Эрмитаже, показывает в нем лишь порядочного перспективиста, славно, чисто по-английски «мывшего» бумагу, недурно, хотя и шаблонно, выбиравшего местности, но мы имеем свидетельства о том, что это был пылкий, горячий человек, вносивший большое воодушевление в свое преподавание, сильно оживлявший все русское художественное общество...

Художник Михаил Иванов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Штурм Измаила 1790 г. раскрашенная гравюра С. Шифляра по рисунку М.Иванова


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.