Иванов Александр Андреевич
Справка из большого энциклопедического словаря

Иванов Александр Андреевич (1806-58) - российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях ("Аполлон, Гиацинт и Кипарис", 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной живописи. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна "Явление Христа народу" (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях ("Библейские эскизы") Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и истолкования темы.

ЦИТАТЫ

...Александр Иванов в известном отношении также принадлежит к романтизму. Как личность необычайно серьезная, с истинно мистическим складом души, одаренная глубоким даром проникновения, - он заслуживает несравненно более, нежели крикливый Брюллов и поверхностный Бруни, быть зачисленным в почетный легион истинных романтиков. Его художественное миросозерцание, бесспорно, в значительной степени сложилось под влиянием романтического искусства Овербека и мистической проповеди Гоголя. Тем не менее и Иванова нельзя считать за настоящего представителя романтизма. Отчасти он не дорос до него, отчасти же перерос. Во всем том, что сделано им, он остался в слишком большой зависимости от рассудочности и условности классицизма, во всем том, что он желал сделать и что он наполовину уже заготовил к совершению, он бесконечно далеко ушел от всего романтизма и единственный из русских художников приблизился к великим представителям русской мысли в литературе: к славянофилам, к Гоголю, отчасти даже к Достоевскому, оставаясь, впрочем, вполне независимым от литературы, вполне художником...

Художник Александр Иванов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Об Александре Иванове не достаточно еще пожалели русские люди. В другую эпоху такой художник был бы, наверное, дивным выразителем в живописи идеалов своего народа, так как он по своей значительности равнялся не, как Брюллов, второстепенным, занимательным «писателям», а высшим и прекраснейшим поэтам. В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества. За искажение одной такой души академизм заслужил безусловную ненависть и презрение, так как такие души, в сущности, только и дороги для человечества, только они и составляют суть и смысл всего искусства, они светятся, как редкие, но приветливые светильники на темном пути, по которому мы плетемся. Один из этих светильников Академия святотатственно завесила темной пеленой своей схоластики, и вокруг образовалась темнота...

Художник Александр Иванов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Александр Иванов. Пейзаж с тремя нагими мальчиками. Русский музей

А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-57. Государственная Третьяковская галлерея.

А.А. Иванов. Голова апостола Андрея. 1830-40-е гг. Этюд для картины "Явление Христа народу"

А.А. Иванов. Авраам, принимающий трех странников. Из Библейских эскизов. 1850-е. Акварель.

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. Румянцевский музей

Александр Иванов. Благовещение. Эскиз в в Румянцевском музее

Александр Иванов. Дерево в парке Гиджи 1840-е гг

Иванов А. А. Голова Иоанна Крестителя. Этюд для картины «Явление Христа народу». 1840— 1850-е гг. ГТГ.

Иванов А. А. Нагой мальчик. Этюд, выполненный во время работы над картиной «Явление Христа народу». 1840—1850-е гг. ГРМ.

А. А. Иванов Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц. Около 1843—1845. ГТГ.

Иванов А. А. Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838. ГТГ.

Иванов А. А. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. Конец 1840-х — 1857 г. ГТГ.

Иванов А. А. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на Распятие. Конец 1840-х—1857 г. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.