
Справка из художественной энциклопедии
Ге Николай Николаевич (1831-1894), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина; пенсионер АХ в Италии (1857-63), работал в Риме и Флоренции (до 1869). Уже в 60-х гг. творчество Ге отличалось новизной трактовки традиционной для академического искусства евангельской тематики, драматической взволнованностью, смелой постановкой философско-этических проблем ("Тайная вечеря", 1863, ГРМ; "Вестники воскресения", 1867, ГТГ). После возвращения из Италии (жил в Петербурге, с 1876 - на хуторе в Черниговской губернии) Ге сблизился с передовыми художниками, стал членом-учредителем ТПХВ. Обратившись к исторической живописи ("Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", 1871, ГТГ), он находит тему большого гражданственного содержания, глубоко раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 80-х гг. Ге вновь возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа, написанных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени ("Что есть истина?", 1890, "Голгофа", 1893, - обе в ГТГ), религиозно-этическими идеями, созвучными взглядам Л. Н. Толстого, он обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи. Писал также портреты, передающие богатство и сложность духовной жизни человека ("А. И. Герцен", 1867, "Л. Н. Толстой", 1884, - оба в ГТГ), внутренне драматизированные пейзажи ("Ливорно. Морские дали", 1862, Киевский музей русского искусства).
ЦИТАТЫ
...Ге, поступивший в Академию в конце 40-х годов, не застал уже там настоящей школьной выправки. Эта школа если и мучила своими педантическими требованиями Иванова, то все же создала в нем тот крепкий фундамент знания, который виден в каждом штрихе мастера и составляет характерную его особенность. Ге остался полудилетантом. Иногда силой своего живого дарования он и достигал известного совершенства и красоты, но в большинстве случаев Ге не справлялся с требованиями живописи. Лучшее, чего в техническом отношении достиг Ге, - это известная яркость и своеобразность колорита; рисунок же, за редкими исключениями, в его произведениях всегда оставался ребяческим, а подчас даже доходил до безобразной неряшливости и грубости...
Художник Николай Ге, продолжение в книге "Русская школа живописи"
...Ге по своему характеру, по своей вечной неудовлетворенности, по пламенному стремлению выразить бродившие в нем мысли походил несколько на Иванова, однако был несравненно менее сильной натурой. Он был интересный, живой мыслитель, но без широкого кругозора, а к тому же слишком неважный «мастер». Намерения Ге в последнюю пору его деятельности были весьма замечательны и — сравнительно с общим пресмыкающимся характером русской школы второй половины XIX века — даже высоки, но все же по своему философскому содержанию они бесконечно уступали ивановским, а в чисто художественном отношении представляли очень мало отрадного...
Художник Николай Ге, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"