Антропов Алексей Петрович
Справка из большой биографической энциклопедии

Антропов, Алексей Петрович (1716—1795) — русский художник, учитель Левицкого, Ф. Алексеева и Дрожжина. Сын солдата. С 1732 обучался у художников Матвеева, Захарова, Вишнякова, Каравакка и Ротари. Участвовал в росписи плафонов Аничкова дворца (1750), Андреевского собора в Киеве (1752), Головинского дворца в Москве (1756); в 1761 был назначен в синод главным надзирателем за всеми живописными и иконописными работами. Кисти А. принадлежит много портретов, хранящихся в государственных музеях и частных собраниях; лучшие из них: портрет гр. М. А. Румянцевой (1764) и, особенно, портрет А. М. Измайловой (1754), признанный одним из лучших произведений русской школы живописи того времени. Портреты эти написаны в годы расцвета дарования художника. К этому же периоду относятся синодские портреты Петра III и Екатерины II (1762, эскизы к ним — в Третьяковской галерее), портрет неизвестного в красном камзоле (1766, Третьяк. гал.) и Румянцевой (в бывшем Румянц. музее).

А., наделенный чувством острой характеристики, не чуждый устремлениям чисто живописным, был несомненно первоклассным портретистом. Не случайность, что именно он был учителем величайшего русского портретиста Левицкого. Однако, постоянное безденежье, о котором свидетельствуют вечные прошения А. о прибавке жалованья и т. п., вынуждали его писать на заказ множество копий и подражать портретам модного Ротари, которого А. несомненно превосходил по силе характеристики. В связи с этим, значительная часть работ А. отличается слабым рисунком и жесткой живописью, определившими пренебрежительное отношение к А. историков русского искусства до начала 20 в.; общепринятая оценка была пересмотрена лишь после приобретения Русским Музеем портрета Румянцевой и Третьяковской галереей — портрета Измайловой.

ЦИТАТЫ

...Антропов был далеко не заурядной личностью. Его главной заслугой следует считать основание - в противовес казенной Академии - собственной школы живописи, из которой вышел, между прочим, один из величайших русских художников - Левицкий. В потомстве последнего сохранились до нашего времени воспоминания об Антропове, как о человеке независимом, гнушавшемся официального художественного мира и предостерегавшем своего молодого ученика от пагубного влияния Академии. В пользу же Антропова говорит и та гибкость, с которой, увлекшись искусством гр. Ротари, приехавшего в Россию в 1756 году, когда Антропову было уже сорок лет, он заимствовал и усвоил себе твердую и ясную манеру знаменитого итальянского художника. В манере Ротари исполнены два лучших портрета Антропова: портрет неизвестного в Третьяковской галерее и портрет гр. Румянцевой в Музее Александра III. Последняя вещь, написанная в 1764 году, подтверждает своей симпатичной грубостью и простотой наше мнение об Антропове, как о человеке энергичном и до крайности самостоятельном...

Художник Алексей Антропов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

Картины

А. П. Антропов. Графиня Румянцева. Музей Александра III


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.