Алексеев Федор Яковлевич
Справка из биографического словаря

Алексеев Федор Яковлевич (1753 - 1824), один из замечательных русских пейзажистов. С 1764 года обучался в Академии Художеств; по окончании отправлен пенсионером в Венецию на три года. Здесь А. копировал Каналетто, учился у Моретти и у декоратора Гаспари. В 1777 году вернулся в Россию и состоял при театральном училище, где писал декорации для императорских театров. В 1795 - 97 годах путешествовал по Крыму, снимая виды местностей, которые посетила Екатерина II во время своей поездки на юг России в 1787 году. Эти виды Николаева, Херсона и прочих хранятся в Академии Художеств и в музее Александра III . В 1800 году А. командирован в Москву писать виды ее, с помощниками Кунавиным и Мошковым. Серия акварелей, исполненных А. во время этой поездки, хранится в Эрмитаже. В 1802 году избран советником академии, и ему поручен класс перспективной живописи (1803). У А. было множество учеников, среди которых наиболее замечательны Максим Воробьев и Сильвестр Щедрин. Работы А. находятся в Третьяковской галерее и в Румянцевском музее в Москве, в Музее Александра III в С.-Петербурге, в частных собраниях кн. В.Н. Аргутинского-Долгорукова, Е.Г. Швартц, А.К. Бодиско и пр.

ЦИТАТЫ

...Среди шедевров Алексеева на первом плане стоит первоклассная картина в Музее Александра III: Набережная Невы, исполненная в сочных и густых красках, с необычайным, даже для западного искусства, мастерством, в удивительно колоритной гамме. По ней видно, что Алексеев немало изучал лучших пейзажистов своего времени Б. Беллотто и Гюбер Робера, и многочисленные превосходные копии его с этих мастеров служат подтверждением этой догадки. Почти такого же достоинства виды Невы в Зимнем и Царскосельском дворцах, в Третьяковской и Юсуповской галереях. Гораздо слабее масса его видов Москвы и Крыма. Алексеев, воспитавшийся на архитектурных формах классического Запада, заимствовавший свою благородную, несколько монотонную палитру у Беллотто, Робера и Гварди, - был сбит с толку в пестрой, вычурной Москве и под ярким солнцем юга. Так, Москве он сообщил, в духе своего времени, - характер романтичного "готического" города. Тем не менее и в этих произведениях Алексеев стоит выше всех своих русских собратьев и даже лучших заезжих иностранцев вроде Патерсена и Дамама. И в этих картинах отразился его истинно художественный темперамент, его чувство краски, его большое техническое знание...

Художник Федор Алексеев, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Федор Алексеев наряду с нашими большими портретистами XVIII века — один из наиболее интересных художников первого периода русской живописи. Большинство того, что от него осталось, как, например, акварельные виды Москвы в Эрмитаже и всякие его Кремли и Петербурги последних двадцати лет его жизни, относятся собственно ко времени полного упадка его творчества. Спутанный влиянием вошедшего в моду Юбера Робера, он принялся шикарить, щеголять...

Художник Федор Алексеев, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Ф.Я. Алексеев. Вид Адмилартейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса. Большой (Екатерининский) дворец. Г. Пушкин. Вариант 1817 года. Государственный русский музей.

Алексеев Ф. Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.